Методы обследований состояния зданий и их конструкций

Ремонт

Методы обследований состояния зданий и их конструкцийМетоды обследований состояния зданий и их конструкций.

Предваритель­ное обследование проводится с целью уточнения имею­щихся общих сведений, характеризующих застройку в целом как градостроительное образование. В результа­те предварительного обследования уже конкретизиру­ют первоначальное заключение о возможной реконст­рукции, реставрации или сносе здания. При этом уста­навливают различные ограничения, накладываемые на эти виды мероприятий уже с учетом состояния конст­рукций здания и его планировки. Предварительное об­следование – это повторный анализ имеющей­ся информации, но со взглядом на техническое состоя­ние здания.

В результате предварительных обследований выявляется полная картина имеющихся дефектов конст­руктивных элементов, исследуются режимы содержа­ния конструкций по тепловлажностным характеристи­кам, режиму аэрации подвальных и чердачных поме­щений. При осмотре устанавливают состояние элемен­тов фасада, перекрытий и интерьеров здания. В ре­зультате предварительного обследования определяются места вскрытий конструктивных элементов для их освидетельствования и составляется план проведения технического обследования.

Техническое обследование заключается в выявле­нии дефектов и неисправностей здания в целом и его элементов. При этом выявляются процессы динамики развития дефектов, оценивается физический износ эле­ментов здания и суммарная оценка износа всего зда­ния. При проведении технического обследования при­меняют методы натурных наблюдений, разрушающих воздействий, инструментальных исследований. Самым прогрессивным методом является неразрушающий кон­троль технического состояния конструкций. Последо­вательность контроля идет, начиная с подземных кон­струкций здания, затем надземных конструкций, далее инженерных систем, и затем составляется техническое заключение по детальному обследованию.

Инструментальное обследование проводят для наиболее точного определения состояния конструкций и их элементов. Этот процесс очень важен с целью определения пригодности основ­ных конструктивных элементов разбираемого здания для их дальнейшего использования в реконструируе­мом здании или на других объектах, если здание под­лежит сносу.

Обнаруженные при обследовании деформации кон­струкций можно разделить на общие и местные. К общим относятся деформации конструкций в пределах всего здания, а местные являются следствием деформа­ции узлов, сопряжений, опирания в пределах одной конструкции.

Для точного определения деформация в пределах ± 0,01 м применяют специальные приборы, приспособ­ления, системы и целые комплексы приборов.

Как известно, причиной основных деформаций кон­струкций здания является неправомерная осадка осно­вания фундамента. Это происходит вследствие непра­вильных расчетов при проектировании зданий или при неправильных условиях эксплуатации зданий, приво­дящих к замачиванию посадочных грунтов, оттаива­нию ледовых прослоек, авариям на инженерных сетях.

Для измерения осадок зданий, крепов, сдвигов зда­ний и сооружений, а также отдельных конструктив­ных элементов применяют методы инженерной геоде­зии.

Измерения сдвигов отдельных конструкций прово­дятся с помощью теодолитов . Для определения поло­жения сразу нескольких точек здания в одной плоско­сти, контроля точности строительно-монтажных работ, деформаций большепролетных конструкций при стати­ческих или динамических нагрузках применяют инже­нерные фотограмметрические и стереограмметрические методы.

Очень важным моментом при техническом обследо­вании конструкций является установление характера трещинообразования. Трещины бывают различных ти­пов: микротрещины, макротрещины, внутренние пустоты, вкрапления инородных тел. Методами дефектоскопии можно установить без вскрытия бетона располо­жение дефектов в арматуре и в теле бетона. Для таких операций применяют методы ультразвуковой дефектос­копии (импульсное или непрерывное облучение.

Ширину раскрытия трещин определяют с помощью микроскопов. Динамику раскрытия трещин определяют с помощью маяков (гипсовые, стеклянные или металли­ческие). Глубину трещин определяют с помощью строи­тельных игл и щупов, совмещая эти исследования с ультразвуковой дефектоскопией.

Оценка поверхностной коррозии в труднодоступных местах строительных конструкций осуществляется с помощью оптического прибора РВП-451 или зарубеж­ных модификаций.

Для вычисления толщины защитного слоя бетона и диаметра арматуры в железобетонных изделиях приме­няют метод просвечивания и ионизирующих излуче­ний — радиоизотопный метод.

Самыми перспективными методами определения прочности материалов конструкций становятся неразрушающие методы исследования. Места отбора проб для лабораторных испытаний и проведения испытаний не­посредственно на элементе здания устанавливают с уче­том действующих нагрузок и воздействий, напряженно-деформированных состояний обследуемых элементов. Неразрушающие методы разделяют на два типа: меха­нические и физические. Образцы для испытания либо вырезаются из тела конструкции, либо отрываются со скалыванием до определенной методике. Как правило, берутся три образца для лабораторных испытаний. На­рушенные элементы сразу заделываются прочным мате­риалом. Испытания проводятся по строгой методике с фиксацией всех изменений внешнего вида, появлением трещин и последующего разрушения образца.

Одним из популярных методов определения прочно­сти бетонного тела является метод, основанный на из­мерении отскока подпружиненных молотков (склеро­метров) от бетонной поверхности. Однако проверка прочности бетонных изделий должна идти комплексно с применением нескольких методов. Результаты испы­таний сравниваются между собой и принимается самое низкое значение прочности.

Испытания прочности кирпичной кладки любого вида, бетонных и природных камней, а также кладки стен из них проводятся с помощью испытуемой клад­ки. Испытания проводят ультразвуковым методом.

Особое внимание при обследовании железобетон­ных надо уделять учас­ткам, подвергающимся температурным нагрузкам, как высоким, так и низким. Свойства таких конструкций резко изменяются, происходит потеря сцепления ар­матуры и бетона, уменьшаются модули упругости бе­тона.

В ряде случаев необходимы испытания конструкций в их проектном положении или после их демонтажа. Естественно, что при испытаниях конструкции не до­водят до разрушения, но нагружают контрольными нагрузками выше, чем проектные. При этом фиксиру­ют прогибы, образования трещин, углы поворота раз­личных элементов. На основании этих показателей де­лают расчеты и строят заключение о дальнейшей спо­собности к эксплуатации.

Оценка состояния конструкций производится по сте­пени их износа, на основании проведенных испытаний и выявленных деформаций и дефектов. Все эти сведе­ния заносятся в дефектные ведомости. Систематизируя признаки повреждения конструкций, устанавливают определенную категорию технического состояния конструкций и делают вывод о пригодности к эксплуата­ции или необходимости проведения мероприятий по ее усилению.

Оцените статью
Silikat18.ru - всё для стройки, ремонта и дизайна
Яндекс.Метрика