Экс–глава комитета по строительству Михаил Демиденко будет курировать застройку Севастополя на посту начальника департамента капстроительства. Это может ускорить экспансию петербургского строительного бизнеса в Крым. До сих пор процесс тормозился.
Экс-глава комитета по строительству Петербурга Михаил Демиденко на этой неделе назначен на пост начальника департамента капитального строительства Севастополя. Его предшественника уволили за махинации с квартирами для ветеранов Великой Отечественной войны: двум пожилым людям предоставили одну квартиру, разделенную перегородкой. Выходец из петербургского правительства теперь будет контролировать застройку Севастополя и приватизацию помещений, а также штрафы за административные нарушения на городских стройках. Он же будет привлекать новых инвесторов в строительную отрасль региона. Среди них наверняка окажется немало петербургских девелоперов. До сих пор экспансия застройщиков Петербурга на рынок Крыма шла очень вяло из-за бюрократических барьеров.
Собеседники «ДП» в строительной отрасли разошлись в оценках факта назначения Михаила Демиденко. Одни называли его новую должность почетной ссылкой. «Денег мало, работы много, а пост чиновника на спорных с международной точки зрения территориях может негативно сказаться на его дальнейшей карьере», — сказал один из собеседников «ДП». Другие, напротив, прогнозируют успех. «Если бы его назначили в 2014 году, во время сложного переходного периода, можно было бы назвать это ссылкой. Хотя, учитывая погоду в Петербурге, Крым в любом случае ссылкой не кажется», — отметил президент компании «Пантикапей» Дмитрий Яковенко.
«Пока рано давать оценку. Нужно посмотреть, каковы будут результаты работы спустя 2-3 месяца после выборов губернатора Севастополя, которые пройдут в начале сентября», — поделился мнением исполнительный директор ГК «С. Э. Р.» Павел Бережной.
До назначения в Крым Демиденко занимал пост гендиректора строительной компании «РК Строй», входящей в структуру банка «Российский капитал». В ЕГРЮЛ он до сих пор значится гендиректором фирмы, но в «Российском капитале» вчера заверили «ДП», что он уже уволился, а данные в реестре, видимо, еще не обновились.
«РК Строй» отвечает за достройку объектов обанкротившегося СУ-155. Ранее достройку также курировал экс-вице-губернатор Петербурга Марат Оганесян, занимавший пост старшего вице-президента в «Российском капитале». В Смольном Михаил Демиденко мог считаться человеком из команды Оганесяна. Напомним, осенью 2016 года Оганесян был задержан по подозрению в мошенничестве при строительстве стадиона на Крестовском острове и сейчас находится под арестом.
Кстати, Михаил Демиденко — не единственный выходец из Петербурга, направленный поднимать Крым. Министром транспорта Крыма в свое время был назначен Андрей Беcсалов, который в Петербурге руководил строительством Усть-Лужского контейнерного терминала, а его замом — Вячеслав Петушенко, который руководил петербургской дирекцией, отвечавшей за работу и ремонт КАД. Правда, затем оба покинули свои посты, а на их место пришли другие чиновники. Работу крымской отрасли ЖКХ налаживал владелец петербургского ПАО «ГИТ» Грант Агасьян.
В Севастополе, который считается отдельным субъектом РФ, застройка ведется активнее, чем на остальной части полуострова. Еще весной глава республики Сергей Аксенов ввел запрет на стройку в Алуште, Евпатории, Керчи, Судаке, Саках, Феодосии, Ялте и Симферополе, а также в шести районах Крыма. Он объяснил это необходимостью спокойно разработать новые градостроительные документы и разобраться с результатами хаотичного строительства прошлых лет.
К слову, в разработке градплана Ялты участвует владелец петербургского НИИ перспективного градостроительства Сергей Митягин. Однако недавняя презентация документа обернулась скандалом: Сергей Аксенов обвинял проектировщиков в лоббировании интересов бизнеса и потребовал «однозначно выкинуть генплан на помойку». При этом девелоперы отмечали, что разработка плана заново, с нуля, станет катастрофой, поскольку заморозит работы еще на несколько лет.
«Решать вопросы в Крыму, за исключением Севастополя, сейчас удается только в режиме ручного управления. Например, появилось якобы негласное, неофициальное распоряжение для крымского подразделения Росреестра не регистрировать сделки с недвижимостью. Теперь те, кто купил квартиры в новостройках в курортных зонах с инвестиционными целями, не могут их перепродать без привлечения административного ресурса», — рассказал «ДП» собеседник, столкнувшийся с такой проблемой.
О ручном управлении говорят и сами девелоперы. «Есть в Крыму институт стратегического планирования. Он должен помогать инвесторам. Я туда пришел, а они говорят: не поможем, у нас была тысяча обращений, а договоров заключили штук десять, и все по личным звонкам из Москвы», — рассказывает свою версию владелец одной из строительных компаний.
Между тем, по подсчетам собеседников «ДП», из-за неблагоприятного инвестклимата Крым только в строительной отрасли недополучает 9,6 млрд рублей налоговых отчислений в год. Оценка основана на том, что за год в Крыму (исключая Севастополь) можно вводить более 1,2 млн м2 жилья со средней стоимостью 80 тыс. рублей за 1 м2. Вместо этого, по оценкам собеседников «ДП», за I квартал 2017 года было введено менее 50 тыс. м2 жилья.
Примечательно, что на днях аудиторы Счетной палаты назвали неэффективной работу дирекции, которая отвечает за исполнение федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года». По мнению аудиторов, дирекция слабо привлекает деньги из внебюджетных источников и назначила необоснованные зарплаты сотрудникам: 30 из 60 штатных должностей занимают руководители, а их средняя зарплата — до 607 тыс. рублей в месяц. При этом из предусмотренных планом строительства 448 объектов отставание в графике зафиксировано по 180 — то есть 40,2%.
Попытка — не пытка
В правительстве РФ ожидали, что Крым быстро станет одним из самых инвестиционно привлекательных регионов России. Ведь его население превышает 2,3 млн человек, а это больше, чем в Новосибирске, третьем по численности городе в России.
На развитие инфраструктуры в регионе выделяется немало денег из бюджета: более 100 млрд рублей на строительство дорог получил генподрядчик «ВАД» (компания долго была зарегистрирована в Петербурге), еще 228 млрд рублей выделили на строительство моста через Керченский пролив. На этой стройке в качестве субподрядчиков трудятся петербургские холдинг «Карст» и «дочка» обанкротившегося «Мостостроя № 6».
А вот среди петербургских застройщиков жилья выйти на рынок Крыма пока решились немногие. ГК «С. Э. Р.» пытается построить МФК «Крым наш» в Симферополе и владеет землей в Севастополе (см. «Проекты…»). Рассматривали варианты работы на полуострове «Воин-В», «Пантикапей» и КВС. «Группа ЛСР» поставляет туда строительные материалы. Среди успешных примеров — проект «Регион Инвест Недвижимость» по строительству апарт-отеля в Ялте. «В октябре приступим к строительству. Нам повезло. Под запрет попали проекты в 100-метровой зоне от берега. А наш проект «Царский берег» удален на 110 м», — рассказали в компании.
Но большинство застройщиков осторожны. «Пока Крым нашей компании не интересен. Это не всегда просчитываемый риск», — говорит Виталий Коробов, директор по развитию ГК «Аквилон инвест».
Фото: Коньков Сергей