Компания Cotton Way, лидер российского рынка аренды и обработки текстильных изделий, строит предприятие за 0,5 млрд рублей во Всеволожском районе.
Компания Cotton Way строит во Всеволожске промышленную прачечную. Предприятие будет заниматься сдачей в аренду, а также профессиональной обработкой текстиля (стирка, химчистка, дезинфекция), стало известно «ДП». Объем инвестиций составляет 500 млн рублей. Площадь производства — 4,3 тыс. м2. Мощность — 50 т текстиля в сутки. Завершение строительства запланировано на май 2018 года. В компании от комментариев отказались. Планы по открытию производственной базы в Ленобласти компания вынашивает уже несколько лет, рассказали участники рынка.
«Мы оказываем инвестору помощь в подключении к сетям, участвуем в переговорах с монополистами. Предприятие даст району 300 рабочих мест и значительные налоговые поступления», — рассказал «ДП» глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский.
Cotton Way предоставляет в аренду спецодежду для промышленных предприятий, белье для медучреждений, занимается обработкой текстильных изделий. У компании семь производственных и 30 складских комплексов. Среди клиентов — РЖД, Минобороны и десятки медицинских и государственных учреждений. Компания принадлежит кипрскому офшору, ее генеральный директор — Александр Уткин. В прошлом году компания объявила, что собирается построить в Воронежской области производственный комплекс за 200 млн рублей. В 2014 году сообщалось, что Российский фонд прямых инвестиций и Европейский банк реконструкции и развития инвестируют в компанию 3,6 млрд рублей.
Помимо Cotton Way, чью долю на рынке аренды и профессиональной обработки белья оценивают в 20%, есть другие крупные игроки — «Риквэст», «Линдстрем», «Рентекс-Сервис», «Хекля».
В Петербурге емкость рынка услуг по обработке текстиля составляет около 3 млрд рублей в год, оценивают эксперты. При этом доля Петербурга — 10-15% от общего рынка обработки текстиля в России. В городе работает несколько крупных комбинатов в этой сфере — филиал компании «Риквэст-Сервис», компания «Айсберг», «Возрождение», «Диада». Кроме того, работает еще около трех десятков небольших прачечных.
Все эти предприятия обслуживают медицинские и другие государственные организации (общежития, детские сады, социальные объекты), а также гостиницы. К услугам по обработке текстиля прибегают компании, которые используют или арендуют спецодежду. По данным экспертов, несколько лет назад в России на арендные спецовки приходилось около 2% от общего рынка спецодежды.
По оценке гендиректора компании «Балтийский ресурс» (производство спецодежды) Александра Орлова, рынок спецодежды сокращается из-за кризиса — компании стали закупать новую продукцию реже. Из-за кризиса последние годы рынок услуг промышленных прачечных почти не растет, говорят участники рынка. Кроме того, в России медленно приживается западная традиция отдавать обработку текстиля на аутсорсинг и уж тем более брать его в аренду.
При этом конкуренция на рынке достаточно высокая, и цены на услуги часто занижаются, отмечает представитель компании «Диада» Нина Анисимова. Перспективным направлением, по мнению руководителя петербургского филиала «Риквэст-Сервис» Натальи Фирсановой, является работа с гостиницами, потому что ряд отелей закрывает собственные прачечные, а также с общежитиями и медучреждениями. Руководители гостиниц уже активно пользуются такими услугами. Алена Енова, владелица хостела «Тайга», говорит, что обработку белья давно отдали на аутсорсинг: небольшому объекту невыгодно держать свою прачечную. «Мы работали и с крупными, и со средними прачечными. Обращаем внимание на качество и цену — не всегда бывает золотая середина», — отмечает она. Но такой опыт устраивает не всех. «У нас был опыт аутсорсинга обработки текстильных изделий. При аутсорсинге отель не может гарантировать гостю качество и эффективность чистки, сложнее контролировать оборот и сохранность собственных и гостевых вещей, невозможно ускорить выдачу заказа клиенту», — говорит руководитель химчистки и прачечной «Гранд Отеля Европа» Эндла Политико.
Пользуются сторонними услугами и местные медицинские учреждения. «Но госучреждение не может самостоятельно выбрать ту или иную организацию, необходимо проводить конкурс, в котором выигрывает участник, предлагающий наиболее низкую цену за услуги или товары», — отмечает представитель Мариинской больницы.
Замдиректора по общим вопросам ФГБУЗ «Клиническая больница № 122 им. Л. Г. Соколова» ФМБА России Лариса Герасимова рассказывает, что постельное белье, полотенца и т. д. берутся в аренду уже 10 лет. «Грязное белье забирает подрядчик, стирает и нам уже привозит чистое, пригодное к употреблению», — рассказала Лариса Герасимова.
Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев