Более того, этот сегмент производит впечатление успешности и стабильности, несмотря на то, что ввод новых площадей в этом классе ограничен. Александр Гришин, генеральный директор VMB Trust, вице-президент ГУД рассказал, что по его подсчетам в 2010 году в классе С было введено не более 20 тысяч квадратных метров – этот показатель был совсем невысоким.
Более того, этот сегмент производит впечатление успешности и стабильности, несмотря на то, что ввод новых площадей в этом классе ограничен. Александр Гришин, генеральный директор VMB Trust, вице-президент ГУД рассказал, что по его подсчетам в 2010 году в классе С было введено не более 20 тысяч квадратных метров – этот показатель был совсем невысоким. «Собственники этих бизнес-центров предпочитают вести «тихий бизнес», не афишируя реальных цифр, — объяснил Александр Гришин. –«Они предлагают ставки 400 руб – 1000 рублей за метр квадратный, следовательно доходность в этом классе достаточно высока (о 1000 рублей за метр в классе А некоторые собственники могли бы мечтать!). Тактика владельцев в таких бизнес-центрах – «выжимать все соки», чтобы затем провести реконструкцию. Я бы не списывал владельцев класса С со счетов, эти объекты востребованы, занимают свою стабильную долю и еще долго останутся реальностью в офисной недвижимости.
Дмитрий Деев, руководитель брокерского отдела МК ПСБ добавил, что собственникам объектов класса С действительно не нужен пиар, они строят тихо свои объекты, тихо их вводят – поэтому данных об офисах этого уровня не так уж много. «Этот объект может стоять внутри дворовой территории, его может быть и не видно. Класс С в пешеходной доступности от метро – это 95% заполняемости, — уверен Дмитрий Деев. – «А вот удаленные объекты класса С – это большие проблемы. Удаленность от метро 15-10 минут на транспорте означает сейчас не более 50% загрузки: прежние потребители подобных площадей сделали выбор в пользу большего удобства. Что касается объектов С класса, расположенных не очень удачно, то они своим уровнем отделки и оборудования могут конкурировать с некоторыми офисами B класса, а ставки предлагаются более низкими».
В аудитории возник небольшой спор о том, работают ли брокеры с офисами класса С – раньше многие компании отказывались включать подобные офисы в сферу своей компетенции. Однако по мнению Дмитрия Деева, сегодня 70% клиентов в офисы класса С приводят брокеры.
Елена Горелкина, Restate.ru